Страховщики придумывают новые способы не платить потерпевшим в ДТП

На рынке «автогражданки» появился новый тренд: ряд страховых компаний начали выплачивать потерпевшим только половину начисленных выплат. Если люди требуют всю сумму, им советуют обращаться в суд, намекая, что деньги в таком случае они получат нескоро.

Оптимизация убытков

«У многих потерпевших нет времени заниматься судебными спорами, поэтому они соглашаются на 50%», — рассказывает предправления страховой компании «Княжа» Павел Грицута. «Компаниям, которые привыкли работать с колес, и не сформировали достаточных резервов, в период кризиса приходится на всем экономить, в том числе и на клиентах», — подтверждает информацию президент Украинской федерации страхования Андрей Перетяжко.

Так, к примеру, по данным дирекции Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) в 2014 году период выплат страховщиками по полисам ОСАГО сроком до 90 дней составлял всего 38%, тогда как свыше 120 дней — 46% от всех выплат. В 2015-м проблема усугубилась.

«Учитывая, что в феврале 2015 года средняя выплата по „автогражданке“ была даже ниже, чем в январе, то, похоже, что „оптимизация убытков“ страховщиками набирает обороты», — считает председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский.

По его словам, в число страховых компаний, практикующих 50% выплат по ОСАГО, входит большинство тех, кто получил плохие оценки в МТСБУ за прошлый год. А это почти половина всех членов бюро.

Денег не хотят

Не все страховщики согласны с тем, что выплата 50% компенсации — способ сэкономить на потерпевших. «Каждый страховой случай рассматривается индивидуально, — считает начальник управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию компании „Нова“ Максим Воронин, — Возможно, речь идет о компромиссной выплате, когда клиент не предоставил необходимый перечень документов, или оплата поступила позднее даты происшествия, или у экспертов есть вопросы касательно обстоятельств ДТП».

По его словам, отказывать в полной выплате страховщикам нередко приходится из-за завышенных счетов от станций техобслуживания. Кроме того, по его утверждению, часто сами потерпевшие не хотят ожидать возмещения в течении предусмотренных законодательством 90 дней, поскольку услуги СТО и запчасти постоянно дорожают. «Такие варианты могут предлагаться менеджерами, если клиент просит об ускоренной выплате сразу после написания заявления», — говорит Максим Воронин.

Пишите письма

Гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко считает выплату 50% компенсации нарушением законодательства. «Если человек сам просит заплатить ему только половину денег, тогда вопросов к страховой компании нет. Но если страховщик навязывает потерпевшему такое условие — тогда нужно жаловаться в Нацкомфинуслуг и МТСБУ», — советует Владимир Шевченко. По его словам, в марте собранием бюро утверждена новая система оценки работы продавцов ОСАГО, существенное влияние на которую будет оказывать количество жалоб потерпевших. «Страховые компании, на которых поступит больше всего жалоб, будут получать самые плохие оценки, и к ним будем принимать меры», — обещает Владимир Шевченко. Но это произойдет не раньше второго полугодия.

Ниже уровня

Пока что, судя по показателям 2014-го, лидеры рынка ОСАГО платят потерпевшим в ДТП неохотно. «По одному лишь уровню выплат трудно судить о реальности ситуации в компании, так как страховщик может в предыдущем периоде резко нарастить объемы премий и уровень выплаты у него сразу снизится. Если компания потеряет часть бизнеса — этот показатель может вырасти», — объясняет Андрей Перетяжко. Тем не менее, по словам Владимира Шевченко у крупного, рыночного продавца «автогражданки» уровень выплат должен составлять 50-60%. По данным Insurance TOP, таким критериям отвечает только две компании из топ-20.

Татьяна Терехова: Капитал