Зеленая карта: Фальшивки на границе

Село Новые Яриловичи в первой половине осени накрыла волна мошенничества. С 10 сентября по 10 октября пограничники обнаружили 56 фальшивых и сфальсифицированных полисов «Зеленая карта». За весь 2014 год по всей стране обнаружилось чуть больше таких полисов. «Минфин» разобрался, за счет чего вышел такой сумасшедший рост.

Разгадка проста. Данные за прошлый год — это обращения водителей, попавших в ДТП за границей. А на пограничном переходе в Новых Яриловичах проходил пилотный проект программы «Стоп фальшивка». Ее совместно с пограничниками организовало Моторное (транспортное) страховое бюро Украины. Проверяли действительность полисов «Зеленая карта». Автомобильный переход «Новые Яриловичи» невелик. Он обслуживает всего около 200 машин в сутки. Выходит, что с фальшивыми или сфальсифицированными полисами в Новые Яриловичи приехало 0,9% водителей. Много это, или мало?

В прошлом году каждая 67-я «Зеленая карта», предъявленная после ДТП за рубежом (всего их было 3116), была недействительной. По 18-ти фальшивым полисам МТСБУ в 2014 году выплатило 310 000 евро (всего бюро в 2014 году выплатило по «Зеленым картам» 9,6 млн евро). Еще 1,5% полисов оказались фальсифицированными. Но это — только случаи, те случаи, о которых стало известно после ДТП. Сколько фальшивых полисов было всего? В 2014 году было продано 703 000 «Зеленых карт». Если экстраполировать результаты эксперимента в Новых Яриловичах, то выходит, что «неидеальных» полисов было больше 6 000. Выходит, что много.

Почему в «Зеленых картах» много жульничества? «Страховая компания, не имея никаких полномочий в государстве, где произошло происшествие, фактически обязана платить по выставленному счету, не имея возможности провести расследование», — объясняет Сергей Авдеев, председатель правления СК «Арсенал Страхование».

Полисы «Зеленая карта» выпускает всего девять страховых компаний, имеющих полное членство в бюро. Поэтому большинство полисов водители покупают у агентов. Сжульничать может как клиент, так и агент.

Физика процесса зависит от типа махинации. Фальшивым страховщики называют полис на поддельном бланке. Его могут скопировать на ксероксе, или отпечатать типографским способом. У настоящего полиса есть защитные элементы, как на купюрах. Но в последнее время порой подделывают даже их. Если клиент купил фальшивый полис, то в случае ДТП бюро выплатит компенсацию, но потом может подать в суд на водителя.

Фальсифицированный полис – скорее всего, дело рук агента. Вот пример. В оригинале сертификата агент указал срок действия месяц, а в копию вписал 15 дней. С клиента взял деньги за месячный полис, а страховой компании заплатил за 15-дневный, разницу положил себе в карман. Водитель может узнать о реальном сроке действия полиса уже после ДТП. На сайте МТСБУ есть база (нужна регистрация), в которой можно проверить полис. Понятно, что заниматься этим будет редкий водитель. И самым действенным инструментом может быть фискальный.

До недавнего времени украинские пограничники вообще не интересовались полисом, а иностранные спрашивали его через раз. Вот МТСБУ и взялось изменить ситуацию. Страховщики поддерживают. «С помощью проверок вполне реально сократить снизить количество случаев пересечения автомобилями границы Украины с недействительными страховыми документами», — сказал «Минфину» Валерий Ушневич, заместитель председателя правления СК «Глобус» VIG.

МТСБУ обещает пролоббировать проверку полисов на границе обязательной уже до конца года. Получится ли — вопрос. Нужны деньги. Для проверки пограничникам нужны техника и обучение.

Мария Шевчук: Минфин