Украинские страховщики нашли способ законно повысить стоимость ОСАГО

МТСБУ, начиная с мая 2017 года, будет высчитывать и доводить до сведения страховщиков-членов, Президиума и Нацкомфинуслуг информацию о доле договоров ОСАГО, заключенных за отчетный месяц с применением уменьшенного базового страхового платежа (180 грн.) и корректирующих коэффициентов, значения которых ниже, чем актуарно рассчитанные.

В Бюро считают «рекомендуемые» корректирующие коэффициенты (максимальные из предложенной «вилки» согласно Закона «Об ОСАГО») экономически обоснованными при расчете страховых премий ОСАГО. Соответствующее решение Президиума МТСБУ приняты по результатам актуарного исследования основных показателей осуществления ОСАГО в 2016 году.

За 2016-й год средний страховой платеж по ОСАГО вырос на 11,1% с 435,15 грн. до 483,29 грн. Частота и средний убыток тоже значительно выросли, а премии остались на уровне прошлых лет.

О решении Президиума и рекомендациях страховщики-члены Бюро были проинформированы 21 апреля 2017 года.

Рекомендация МТСБУ – не первая попытка поднять тарифы ОСАГО. Бюро уже предлагало страховщикам повысить стоимость ОСАГО за счёт корректирующих коэффициентов и не демпинговать. Это было в марте 2015-го. Тогда МТСБУ просило Нацкомфинуслуг снять верхнюю границу диапазона повышающих коэффициентов ОСАГО, чтобы страховщики сами смогли определять необходимость повышения стоимости автогражданки, но демпинг на рынке продолжался и послушались не все, хотя стоимость у некоторых компаний в 2015 году и выросла в 1,5 раза.

Два года назад для контроля за выполнением рекомендаций был разработан дополнительный взнос в Фонд защиты потерпевших для тех страховых компаний, чей уровень выплат был ниже средних по рынку. Но в конце 2016-го Нацкомфинуслуг запретила взимать любые дополнительные платежи со страховщиков. А в 2017-м отказала в просьбе Бюро согласовать новые более высокие тарифы ОСАГО. Поэтому Бюро снова разослало новые рекомендации страховщикам.

Какие коэффициенты, влияющие на стоимость ОСАГО, повышаются с мая 2017 года?

1) Место регистрации авто. Коэффициент К2 в зависимости от места регистрации транспортного средства - теперь верхняя шкала будет по всем регионам: авто с регистрацией Киев будут страховать по максимальному коэффициенту – 4,8 (вилка коэффициента К2 – от 3,2 до 4,8), жители Борисполя, Боярки, Броваров, Ирпеня, Василькова, Вишневого, Вышгорода (К2=2,5), а также городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек – Донецка, Днепра, Запорожья, Кривого Рога, Львова (К2=2,8). Для городов-миллионников (Одесса, Харьков) диапазон сузили с 2,3-3,5 до 3,4-3,5, а для городов с населением 100-500 тыс. человек – с 1,3-2,5 до 2,2-2,5.

2) Сфера использования авто. Для легковых автомобилей юридических лиц К3 = 1,4 (была вилка 1,1-1,4).

3) Стаж вождения. Для полисов независимо от водительского стажа (менее 3 лет) К4 = 1,6 (было 1,27-1,76), для водителей с опытом вождения 3 года и боле К4 = 1,6 (ранее было 1-1,76).

4) Бонус-малус. Рекомендуется не использовать коэффициент «бонус-малус», который ранее был от 0,5 (для аккуратных водителей) и 2,45 (для убыточных). Теперь К6 предложили страховщикам сделать = 1.

Дирекция МТСБУ будет проводить консультации с Нацкомфинуслуг, выполняющий функции Координационного Совета Бюро, по установлению дифференцированных ставок отчислений в Фонд защиты потерпевших в зависимости от тарифной политики страховщика, а также проводить работы для обеспечения увеличения максимальных значений диапазонов корректирующих коэффициентов.

Новые корректирующие коэффициенты, рекомендуемые МТСБУ, и их размеры

Тип корректирующего коэффициента в зависимости от актуарной обоснованные корректирующие коэффициенты при базовом платеже ОСАГО 180 грн.

. Тип тра­нспо­рта­ К1
. Авто­ до 1,6 л 1
. Авто­ 1,6-2,0 л 1,14
. Авто­ 2,0-3,0 л 1,18
. Авто­ боле­е 3,0 л 1,82
. Прице­пы к легко­вым авто­моби­лям 0,34
. Авто­бусы до 20 чело­век 2,55
. Авто­бусы боле­е 20 чело­век 3
. Грузо­вики­ до 2 2
. Грузо­вики­ боле­е 2 т 2,18
. Прице­пы к грузо­вым авто­моби­лям 0,5  
. Мото­циклы и мото­ролле­ры до 0,3 л 0,34
. Мото­циклы и мото­ролле­ры боле­е 0,3 л 0,68
. Место­ реги­стра­ции­ К2
. Киев 4,8
. Бори­споль, Боярка­, Брова­ры, Ирпе­нь, Васи­лько­в, Вишне­вое, Вышго­род 2,5
. Одесса­, Харько­в 3,4
. Днепро­петро­вск, Доне­цк, Запо­рожье­, Криво­й Рог, Льво­в 2,8
. Алче­вск, Бердянск, Бела­я Церко­вь, Винни­ца, Днепро­дзержи­нск, Горло­вка, Евпа­тори­я, Жито­мир, Ивано­-Фра­нковск, Каме­нец-По­дольски­й, Керчь, Киро­вогра­д, Крама­торск, Креме­нчуг, Лиси­чанск, Луга­нск, Луцк, Маке­евка­, Мари­уполь, Мели­топо­ль, Нико­лаев, Нико­поль, Павло­град, Полта­ва, Ровно­, Сева­стопо­ль, Севе­родо­нецк, Симфе­ропо­ль, Славянск, Сумы, Терно­поль, Ужго­род, Херсо­н, Хмельни­цкий, Черка­ссы, Черно­вцы, Черни­гов 2,2
. други­е насе­ленные­ пункты Укра­ины. 1,5
. для авто­, заре­гистри­рова­нных в други­х стра­нах. 3
. Сфе­ра испо­льзо­вани­я К3
. авто­ испо­льзуе­тся физли­цом 1
. авто­ испо­льзуе­тся юрли­цом 1,4
. грузо­вые авто­ и прице­пы 1
. авто­ или авто­бус физли­ца с коли­чество­м мест до 20 1,4
. авто­ или авто­бус юрли­ца с коли­чество­м мест до 20 1,5
. Води­тельски­й ста­ж К4
. неза­виси­мо от води­тельско­го стажа­ (для физли­ц, в т.ч. если­ стаж мене­е 3 лет) 1,6
. 3 года­ и боле­е (для физли­ц) 1,6
. для юрли­ц 1,2
. Пери­од испо­льзо­вани­я К5
. раве­н сроку действи­я дого­вора­ 1
. 6 месяце­в 0,7
. 7 месяце­в 0,75
. 8 месяце­в 0,8
. 9 месяце­в 0,85
. 10 месяце­в 0,9
. 11 месяце­в 0,95
. Нали­чие­ или­ отсутстви­е стра­хово­го моше­нни­чества­ или­ регре­ссо­в у стра­хова­теля К6
. нали­чие 2
. отсутстви­е 1
. Сро­к действи­я дого­вора­ ОСАГО К
. 15 дней 0,15
. 1 месяц 0,2
. 2 месяца­ 0,3
. 3 месяца­ 0,4
. 4 месяца­ 0,5
. 5 месяце­в 0,6
. 6 месяце­в 0,7
. 7 месяце­в 0,75
. 8 месяце­в 0,8
. 9 месяце­в 0,85
. 10 месяце­в 0,9
. 11 месяце­в 0,95
. 1 год 1
. Коли­чество­ тра­нспо­ртных сре­дств К
. от 5 до 9 0,95
. от 10 до 19 0,9
. от 20 до 99 0,85
. от 100 до 499 0,8
. от 500 до 1999 0,75
. от 2000 и боле­е 0,7

Специальный коэффициент для льготных категорий граждан, установленный в п.13.2 ст. 13 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» = 0,5.  

Источник: Фориншурер