Автогражданка: как получить выплату у «своего» страховщика

1 июня исполнится 5 месяцев с тех пор как в Украине начала действовать система прямого урегулирования убытков по автогражданке. До сих пор об этом новшестве знают не все автовладельцы, и еще меньше — пользуется им. «Минфин» разбирался, какие преимущества дает новая система пострадавшим в ДТП, и кто может ею воспользоваться.

Как работает прямое урегулирование

С 1 декабря 2016 года пострадавший в ДТП водитель имеет право выбирать, к кому обращаться за страховой выплатой. Он может подать заявление либо в страховую компанию, где застраховал ответственность виновник аварии, либо своему страховщику, у которого он сам купил полис автогражданки.

До 1 декабря альтернативы не было — пострадавший в любом случае должен был идти за возмещением в ту СК, где оформил договор виновник происшествия. Из-за этого нередко возникали проблемы. «Чужие» компании затягивали сроки выплат, либо занижали суммы компенсаций. Это вполне объяснимо. Большинство автовладельцев не слишком утруждалось выбором страховщика и покупало самые дешевые полисы автогражданки. Они понимали, что в случае аварии компания будет платить не им, а некоему третьему лицу — пострадавшему. Поэтому «разборки» с СК будут не их головной болью, а проблемой потерпевшего.

Теперь ситуация изменилась: владелец авто, застраховавший ответственность в компании «Х», может обращаться к ней за выплатой на ремонт авто даже в том случае, если его «стукнул» водитель, купивший автогражданку в компании «У». Но есть несколько условий.

Прямым урегулированием можно воспользоваться если:

  • ДТП было «контактным» — т.е. произошло столкновение автомобилей.
  • В аварии не более двух участников. И оба они имеют полисы автогражданки от страховщиков, которые присоединились к системе прямого урегулирования. Таких компаний сегодня 18 (см. таблицу) — на них приходится лишь около половины от общего числа проданных полисов ОСГПО и более 60% выплат по этому виду. 
  • в ДТП однозначно виновен кто-то один, т. е. нет обоюдной вины или спора по поводу того, по чьей вине произошла авария.

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено, за выплатой придется идти к чужому страховщику, у которого купил полис виновник. 

«Когда клиент звонит в колл-центр, оператор задает вопросы, анализирует событие. Если есть возможность прямого урегулирования, он предлагает потерпевшему получить выплату у нас. В нашей компании на такие случаи приходится примерно четверть всех событий по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОСГПО). Причин, по которым прямое урегулирование может не «сработать», две: либо у второго участника происшествия полис куплен в компании, которая не входит в пул, либо обстоятельства ДТП не соответствуют вышеперечисленным требованиям», — пояснила «Минфину» директор по выплатам компании «АСКА» Виктория Овчинникова.

Стоимость автогражданки после введения прямого урегулирования не изменилась. Ведь и страховые суммы, и условия расчета выплат остались прежними. Изменился только страховщик, который платит клиенту.

Каждый седьмой — в системе

Потерпевшие уже успели оценить преимущества новой системы. Страховщики, которые в ней участвуют, выплачивают возмещения быстрее. «Например, наша компания по обычной автогражданке проводит выплату в среднем за 44 дня с момента первого обращения пострадавшего. Средний срок урегулирования убытка по системе прямого урегулирования составляет всего 27 дней», — рассказывает менеджер по корпоративным коммуникациям компании ПЗУ Украина Александр Мельничук.

Такая ситуация закономерна. «Страховая компания понимает, что выплачивая своему клиенту, она устанавливает с ним долгосрочные отношения. Поэтому выплачивает быстро и справедливо», — отмечает генеральный директор Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) Владимир Шевченко. По данным Бюро, средний срок урегулирования убытков по ДТП, произошедшим после 1 декабря 2016, в целом по рынку составляет 47 дней. В системе прямого урегулирования этот показатель на 12 дней меньше — 35 (см. таблицу). Всего за декабрь 2016 – март 2017 года в рамках этой системы компании выплатили около 29 млн грн.

Помимо скорости выплат, компании пытаются «привязать» к себе клиентов, предлагая им разные дополнительные сервисы. Например, ремонт авто на партнерских СТО, технический ассистанс и т.д. 

Сейчас на условиях прямого урегулирования получает выплату лишь каждый седьмой потерпевший. В некоторых СК этот показатель еще меньше. «С декабря 2016 года PZU заплатила по прямому урегулированию почти 2,5 млн грн. Но это только 9% от всех выплат по автогражданке в нашей компании», — рассказывает Александр Мельничук. 

Страховщики считают, что и это неплохой показатель. «Пока эту схему используют немногие, но это нормально. К новой услуге нужно привыкнуть, понять, как она действует – хотя бы по отзывам тех, кто уже ею воспользовался. Аналогичная ситуация раньше была и с европротоколом, которым в первый год после запуска пользовались единицы», — отмечает начальник департамента урегулирования убытков АСК «ИНГО Украина» Олег Коваленко-Кужольный.

Но дело не только в новизне продукта. Проблема и в том, что к системе присоединились не все эмитенты автогражданки. Поэтому случаи, когда у обоих участников ДТП есть полисы от участников «прямого» пула — не такое уж частое явление. Исправить ситуацию пока не получается.

50:50

В идеале к прямому урегулированию должны присоединиться все продавцы обязательного страхования автоответственности. Тогда пострадавшие в ДТП без хлопот смогут получать выплаты у своих страховщиков. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался. Последний раз, например, его пытались решить на общем собрании членов Моторного бюро в апреле. «Но за внесение соответствующих изменений в устав бюро проголосовало только 50% присутствующих членов, тогда как для принятия решения необходимо 2/3 голосов. Это означает, что только половина участников рынка озабочена качеством предоставляемых услуг для своих клиентов. Остальные, к сожалению, нацелены исключительно на сбор денег», — констатирует вице-президент СК «АХА Страхование», глава рабочей группы при МТСБУ по внедрению прямого урегулирования Максим Межебицкий. 

Почему же компании не хотят присоединяться к системе? Одна из главных причин — жесткие требования к платежной дисциплине членов пула. Все его участники перечисляют средства в специальные гарантийные фонды. А потом оттуда выплачиваются компенсации тем страховщикам, которые платили потерпевшим. Все процедуры происходят автоматически, за пополнением фондов следит Моторное бюро.

«Если компания нарушает платежную дисциплину, сумма необходимого взноса увеличивается в 2 раза. В случае повторного нарушения, рассматривается вопрос об исключении СК из системы», — рассказывает г-н Шевченко. С учетом таких жестких требований, у компаний мало шансов затянуть выплату, либо выплатить меньше положенной суммы.

Механизмов, которые позволяют заставить страховщиков присоединиться к пулу, не существует.  Но финансисты надеются, что их к этому вынудит конкуренция. «Если 50% компаний с совокупной рыночной долей 70 – 80% будут участниками соглашения в дальнейшем, этого будет более чем достаточно для эффективной работы системы. Постепенно, по мере понимания преимуществ прямого урегулирования, клиенты будут мигрировать в компании, которые предоставляют этот сервис. Соответственно, их рыночная доля будет расти», — прогнозирует Максим Межебицкий.

Страховая компания

Общее количество урегулированных требований, шт

Средний срок урегулирования, дни

Количество урегулированных требований (прямое урегулирование), шт.

Средний срок урегулирования (прямое урегулирование), дни

Общее количество урегулированных требований (не прямое урегулирование), шт.

1

Универсальная

329

40

57

34

272

2

Оранта

2 206

58

254

36

1 952

3

АСКА

42

66

13

28

29

4

Инго Украина

446

40

41

35

405

5

АСКО-Донбасс Северный

159

25

6

28

153

6

ПЗУ Украина

1 339

32

140

33

1 199

7

Провидна

1 427

55

248

34

1 179

8

ПРОСТО-страхование

331

47

52

32

279

9

Колоннейд Украина

29

60

5

32

24

10

УНИКА

1 159

40

167

35

992

11

АХА Страхование

1 038

42

120

36

918

12

Европейский СА

99

77

5

24

94

13

Международная СК

48

65

22

40

26

14

КРЕДО

170

51

49

31

121

15

Країна

225

64

67

36

158

16

ВУСО

511

55

118

38

393

17

Брокбизнес

151

44

46

33

105

18

Арсенал Страхование

498

43

85

31

413

Всего

10 207

1 495

8 712

Средний срок урегулирования, дни

47

35

 

Источник: Минфин