Изменения в ГК РФ: "цифровые права" вместо токенов, "цифровые деньги" вместо криптовалют

26 марта на рассмотрение в Госдуму РФ поступил законопроект о «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации». Авторы документа — председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава думского комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Авторы предлагают ввести в гражданское законодательство несколько ключевых понятий, включая «цифровое право» и «цифровые деньги», а также устранить пробелы в праве, касающиеся «самоисполняемых сделок» (смарт-контрактов). В целом же законопроект призван заложить основу для возможности нормативно-правового регулирования рынка криптовалют, смарт-контрактов и сферы Big Data, обеспечить защиту прав держателей цифровых активов, а также создать базис для возможности налогообложении цифровых денег.

«Фактически эти новые объекты создаются и используются участниками информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе российскими гражданами или юридическими лицами, но российским законодательством не признаются», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

При этом, законодатели убеждены, что без предлагаемых ими норм «невозможно даже ограниченное регулирование рынка цифровых объектов».

Онакомимся с основными понятиями, которые с 1 мая 2018 года могут расширить российское гражданское законодательство, заложив основу для дальнейшего регулирования криптоиндустрии.

Токен — «цифровое право»

Вместо термина «токен» предлагается ввести понятие «цифровое право». Последнее, считают законодатели, лучше отвечает традициям российского права. К тому же авторы законопроекта убеждены, что термин «токен» изначально обозначает устройство для идентификации.

Отмечается, что оборот «цифровых прав» осуществляется посредством внесения записей в информационную систему. Также проектом допускается купля продажа этих объектов и предусматривается защита граждан и юридических лиц, осуществляющих сделки с «цифровыми правами».

В документе подчеркивается, что по своей сущности «цифровые права» близки к ценным бумагам, поскольку удостоверяют права на объекты гражданских прав (вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг, исключительные права). Цифровое право может отчуждаться или переходить от одного лица к другому.

Регулирование выпуска цифровых прав и их обращения должно осуществляться посредством федеральных законов, разрабатываемых с участием Банка России, Министерства финансов, Министерства экономического развития и иных ведомств.

Чтобы «заработало» включаемое в ГК понятие «цифровое право», авторы проекта рекомендуют закрепить термин «распределенный реестр» и его признаки в ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Цифровые деньги не являются законным средством платежа

Проект вводит понятие «цифровые деньги» вместо, возможно, несколько более привычного термина — «криптовалюты». Главное правило — «цифровые деньги» не являются законным средством платежа.

В тоже время отмечается, они в перспективе могут использоваться в качестве платежного средства, но «в контролируемых объемах и в дополнительно урегулированном порядке».

В пункте 1 статьи 141 указано следующее: «Цифровыми деньгами может признаваться не удостоверяющая право на какой-либо объект гражданских прав совокупность электронных данных (цифровой код или обозначение), созданная в информационной системе, отвечающей установленным законом признакам децентрализованной информационной системы, и используемая пользователями этой системы для осуществления платежей».

Основное отличие цифровых прав от криптовалют заключается в «ничемнеобеспеченности» последних: «Если цифровые права в сущности дают возможность у кого-то что-либо потребовать, то цифровые деньги такой возможности не дают, они не обеспечены золотом или иными активами. На данном этапе это лишь условные единицы, созданные с помощью вычислительных технологий»

Авторы проекта предлагают добавить возможность включения цифровых денег в конкурсную массу должника и в наследственную массу. Однако, считают они, это возможно лишь при наличии технической возможности принудительного совершения записи о новом обладателе прав на тот или иной объект.

Законодатели также допускают использование цифровых денег при формулировании валютных оговорок. Другими словами, криптовалюты могут применяться для хеджирования валютных рисков во внешней торговле.

Основа для смарт-контрактов

Авторы проекта предприняли попытку заложить основу функционирования смарт-контрактов. Для этого они предложили приравнять к простой письменной форме сделки выражение лицом своей воли с помощью электронных средств.

«Например, на странице в сети «Интернет», в информационной системе, в том числе в приложении, установленном в смартфоне, описаны условия для нажатия клавиши ОК, и из этих условий вытекает, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Как считают авторы, это даст толчок новым способам выражения воли субъектов гражданского права и будет отвечать «вызовам цифровой эпохи».

Исполнение смарт-контрактов — неоспоримо

Законодатели предлагают сделать неоспоримым факт исполнения сделки компьютерной программой (смарт-контрактом).

«После идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть, а лицо, «покупающее» тот или иной виртуальный объект (цифровое право), получит этот объект автоматически, при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств», - сказано в документе.

В остальном, считают авторы, действующий для регулирования смарт-контрактов ГК «вполне годен», а это значит, что других норм не требуется.

Big Data

Законодатели предлагают расширить понятие базы данных (посредством внесения корректив в абзац второй пункта 2 статьи 1260 ГК). По их мнению, толкуется оно слишком ограниченно, определяясь родовым понятием «совокупность материалов», которое авторы проекта предлагают заменить на «совокупность данных или сведений».

В контексте легализации Big Data также вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации (новая статья 783 ГК):

«Договором, в силу которого исполнитель обязуется совершить действия по предоставлению определенной информации заказчику (договор об оказании услуг по предоставлению информации), может быть предусмотрена обязанность одной из сторон или обеих сторон не совершать в течение определенного периода действий, в результате которых информация может быть раскрыта третьим лицам».

***
Стоит отметить, что в последнее время российские законодатели значительно активизировали свою деятельность. Так, помимо изменений в ГК РФ, разработаны также проекты федеральных законов «О цифровых финансовых активах» и «О краудфандинге».

По мнению ряда экспертов, эти законодательные инициативы далеки от совершенства и нуждаются в значительной доработке, однако все-таки содержат здравое зерно и в перспективе могут лечь в основу новой экономики.

Источник: ForkLog