Мировой кризис 2.0: есть ли риск для Украины

В последнее время ряд глобальных финансовых институтов в своих аналитических отчетах все чаще сообщают об ухудшении экономической конъюнктуры и осторожно намекают на глобальную бурю, по своей силе сопоставимую с мировым кризисом 2008–2009 годов или даже превосходящую его. В апреле, например, вышел обзор аналитиков банка Morgan Stanley, в котором констатировалось завершение текущего экономического цикла. О допустимости начала глобальной рецессии уже в 2018-2019 годах как одном из вариантов развития глобальных процессов говорилось и в июньском докладе Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы».

А в июльском бюллетене ухудшил свои более ранние прогнозы и МВФ. Но наиболее откровенно высказались аналитики банка Bank of America Merrill Lynch (BALM) — мир на пороге нового глобального финансового кризиса, который не может
не зацепить Украину.

Западные финансовые институты выделяют шесть факторов, свидетельствующих о скором наступлении глобального кризиса, которые способны стать его триггерами:

  • высокие уровни корпоративной задолженности;

  • приближение прибыли компаний к пиковым уровням;

  • сильный доллар как фактор разрушения рынков развивающихся стран;

  • завершение 10-летнего цикла, регулярностью которых отличается мировая экономика на протяжении последних 50 лет;

  • торговая война между Китаем и США;

  • бегство инвесторов из акций в облигации.

Цикл в 10 лет

10-летние экономические циклы действительно известный феномен. Последние кризисы отделены друг от друга 10 годами (1987, 1998, 2008), на этот факт указал главный экономист Всемирного банка Шантаянан Девараджан. Об этом говорят многие эксперты, но эту цикличность никто экономически не обосновал, то есть ее проявление в 2018-2019 годах отнюдь не является обязательным. Искать аналогии в прошедших кризисах — занятие бесперспективное, так как рынок непрестанно меняется, совершенствуется и появляются новые инструменты его коррекции и регулирования. Кризис приходит всегда оттуда, откуда его не ждут.

Мы отобрали наиболее важные факторы, которые действительно могут стать спусковыми крючками мирового кризиса, и опросили экспертов об их влиянии на глобальные экономические процессы.

Рост долгов

С одной стороны, необузданный рост корпоративной задолженности действительно потенциально может нести угрозу финансовым рынкам. Пример — долговой кризис в Европе 2011-2012 годов, когда корпорациям и банкам, которые испытывали острую нехватку ликвидности, оказывалась значительная государственная помощь. Но исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина» Дмитрий Боярчук не видит сегодня критической проблемы. «Мировые долги постоянно растут. Долговой рынок, мне кажется, никогда и не уменьшался. Я бы не брался это определять как фактор неизбежного кризиса», — говорит он.

Отток капиталов

Куда ощутимее, по его мнению, по рынку развивающихся стран бьет повышение учетной ставки ФРС. Сильный доллар давит на экономики и вызывает отток капиталов из них в США.

«Ставка рефинансирования в США подымается, а это означает, что будет идти отток капиталов с развивающихся рынков (Украины в том числе. — Авт). Этот момент действительно опасный, но речь идет о кризисе на рынках третьих стран. Они начнут менее активно развиваться. Однако мировая экономика базируется на США, Евросоюзе и Китае, а они пока что неплохо себя чувствуют», —
заверил Боярчук.

Торговая война США и Китая

Внешняя торговля — фундамент любой экономики, поэтому не зря международные финансовые институты такое внимание уделяют разворачивающейся торговой войне между США и Китаем — двумя крупнейшими экономиками мира — и корректируют с ее учетом свои прогнозы.

Эксперты отмечают угрозу именно с этой стороны. «Торговая война — это однозначно негативный фактор, потому что сужаются внешние торговые операции, а внешняя торговля — источник любой экономики, и Штатов в том числе. Станет ли это триггером мирового кризиса, пока сказать сложно: может стать, может — не стать. Это риск, здесь много факторов, которые могут друг на друга накладываться. Здесь сложно делать прогнозы», — говорит Дмитрий Боярчук.

С ним согласен и руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital Александр Паращий: «Да, это может стать катализатором. Если они в своих торговых войнах доиграются до того, что цена на какой-то ресурс начнет очень сильно падать, то это действительно может спровоцировать цепную реакцию». Ведь, как уточняет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко, речь идет о двух мировых гигантах: США с объемом экономики $19 трлн и Китае с объемом экономики $13 трлн.

Алексей Ермоленко. "Вести"