Регрессно-исковые услуги для страхового рынка Украины — новое предложение от British Auto Club

British Auto Club — независимая ассистанская платформа, обслуживающая украинский рынок автострахования. Широкий спектр технической и юридической помощи на дороге повышает ценность корпоративных клиентов клуба: страховых компаний, автоимпортеров, дилеров, лизинговых компаний, автопарков, банков и мобильных операторов, говорит Роксолана Белая, начальник отдела юридического сопровождения BAC, адвокат. Теперь комплекс В2В-услуг включает сопровождение регрессных портфелей.

British Auto Club известен как лидер дорожного ассистанса, а юридическая составляющая сервиса дополняла комплекс услуг. Почему компания решила развивать это как отдельное направление?

— Техпомощь водителям на дороге — сопутствующая услуга в бизнесе наших корпоративных клиентов. Она выделяет клиентский продукт на рынке, делает его более привлекательным в конкурентной среде и увеличивает доверие к бренду. Наше новое предложение — быстрое возвращение выплаченного страхового возмещения в порядке регресса - позволит страховым компаниям оптимизировать расходы.

Еще недавно British Auto Club имел собственное страховое направление. Ваш опыт главного юриста страховой компании оказался полезен при разработке нового пакета услуг?

— Чтобы не создавать конкуренцию партнерским страховым компаниям, мы продали наше страховое направление и сосредоточились на оказании ассистанских услуг, а также работаем как страховой брокер. Конечно, юристам клуба хорошо известны все подводные камни, которые подстерегают страховщика в случае с регрессами. Этот опыт позволил нам выстроить такую модель работы с регрессными портфелями, которая обеспечивает максимальный результат при минимальных затратах.

Как страховая компания обычно работает со своим регрессным портфелем?

— Работа с регрессными исками — кропотливый и сложный процесс. У страховой компании есть несколько путей, и все они используются на украинском рынке. Одни страховщики имеют собственные юридические отделы, другие привлекают коллекторские компании, третьи передают регрессные кейсы на аутсорсинг.

Вероятно, каждый путь имеет свои плюсы и минусы?

— Давайте рассмотрим в общих чертах. Портфель отдельно взятого страховщика не может обеспечить полной загрузки профильным специалистам. Поэтому для страховой компании очень затратно содержать собственный департамент для реализации права на регресс. До обращения в суд нужно вести огромную подготовительную работу: разыскивать должника, выяснять его финансовое состояние, проводить переговоры по урегулированию спора в досудебном порядке… А если все-таки приходится обращаться в суд, то после - еще и сопровождать стадию исполнительного производства. Для этого у юристов страховой нет ни возможностей, ни дополнительных средств. Ведение небольшого количества дел (мы говорим о портфеле отдельно взятой страховой компании) растягивается на неопределенный срок, и в результате суммы, возвращенные в порядке регресса, полностью «съедаются» самим департаментом урегулирования.

А что можете сказать о коллекторских компаниях?

— Тут другая ситуация. Коллекторские компании обладают инструментами для эффективного решения проблем с должниками на всех трех стадиях ведения дела: досудебной, судебной и исполнительного производства. Пиком популярности такого сотрудничества стали годы финансового кризиса. Но все мы прекрасно понимаем, какие репутационные риски для страховой компании несет эта практика. Если цель — исключительно реализовать право регресса и вернуть страховые выплаты, сотрудничество с коллекторами даст результат. Если цель — шире: сохранить лояльность клиентов, поддержать имидж компании, работающей в правовом поле — то в перспективе минусы могут перевесить плюсы.

Что же предлагает British Auto Club и какая эффективность вашей работы?

— Мы ведем регрессные дела по разным видам страхования: прежде всего, автострахование (ОСАГО, КАСКО), а также имущественное страхование и страхование финансовых рисков. Мы сопровождаем дела наших корпоративных клиентов на всех стадиях: в досудебном порядке, в судебном и исполнительном производстве. Наши юристы имеют опыт работы с регрессными исками не менее 5-10 лет и в совершенстве знают конъюнктуру рынка. Это позволяет гибко выбирать эффективную стратегию на каждом этапе, заботиться об интересах и имидже заказчика.

Мы работаем исключительно в правовом поле действующего законодательства Украины и соблюдаем этические нормы взыскания. Получить регрессный иск может как страхователь, так и третье лицо. И наша задача — не только вернуть страховое возмещение, выплаченное страховщиком, но и сохранить деловые взаимовыгодные отношения клиента с должниками.

Наш юридический отдел ежемесячно успешно обрабатывает около 500 дел регрессного урегулирования, 83% из которых подлежат взысканию выплаченного страхового возмещения в порядке регресса.

Что касается стоимости услуг, то она зависит от сложности задачи. Но в целом могу сказать, что новый подход к ценообразованию позволил сократить затраты наших корпоративных клиентов на регрессно-исковые услуги в среднем на 30-40% по сравнению с рыночными. Поэтому экономический эффект от сотрудничества с нами для страховых компаний очевиден: аутсорсинг услуг по реализации права на регресс, безусловно, оптимизирует затраты страховой компании.

Что позволяет вам добиваться таких высоких результатов?

— Кроме ценного опыта работы в страховых компаниях, глубоких профессиональных знаний и успешной судебной практики, наши юристы обладают большими навыками работы с должниками. Разветвленная ассистанская сеть и штат региональных юристов позволяют без проблем собирать информацию, разыскивать должников, участвовать в судах и контролировать ход исполнительного производства даже в самых отдаленных уголках Украины.

Новейшие методики работы с должниками обеспечивают стабильно высокий результат: в среднем работы по регрессным делам физлиц занимают до 6 месяцев, юридических — до 3 месяцев, без ограничений по количеству задолженностей и максимальному размеру долга. Мы используем мощную IT-платформу — как для сбора и систематизации данных, так и для предоставления клиентам полной отчетности о проведенных действиях.

Источник: Роксолана Белая, начальник отдела юридического сопровождения British Auto Club, адвокат