Регуляторные требования к европейским страховщикам будут смягчены. Какие шаги необходимо сделать Украине?

Сейчас идет процесс подготовки новой редакции закона «О страховании», базового законопроекта, который будет определять правила игры всей страховой отрасли на ближайшие годы. Проект закона разрабатывается с учетом положений Евродирективы 2009/138 о ведении деятельности в страховании и перестраховании «Solvency II».

Я много раз отмечал, что внедрение европейских практик, в том числе и требований этой Евродирективы, не должно проходить в стиле каргокульта – «у них есть, и нам надо точно такое же», механистического переноса европейских правил и требований, без учета страновой специфики, экономической ситуации в Украине, сложившихся практик, и – проблем и недоработок при внедрении Директивы в Европе.

Важный момент: в настоящее время в ЕС идет работа по активному пересмотру Евродирективы 2009/138 Solvency II, и часть нововведений прямо касается тех норм, которые закладываются в украинский закон «О страховании».

Прежде чем детальнее рассмотреть эти изменения, напомню, что внедрение Евродирективы 2009/138 Solvency II в европейских странах имеет достаточно долгую и непростую историю. Введение Директивы несколько раз переносилось: документ принят в 2009 году, вступил в действие окончательно лишь в 2016 году. По различным оценкам западных экспертов, только затраты на подготовку к внедрению Директивы обошлись страховым компаниям и органам надзорам в странах ЕС в сумму от 1 до 2 млрд. евро.

Задачи Директивы ЕС Solvency II были обозначены как установление единой системы регулирования путем создания единообразных стандартов управления рисками, обеспечения достаточности капитала страховщика, прозрачности и сопоставимости финансовой отчетности для инвесторов. Директива содержит три основные части: количественные и качественные требования, а также требования к раскрытию информации.

При этом влияние Директивы на развитие страховой отрасли в Европе оказалось достаточно неоднозначным. Стремление снизить риски путем повышения требований к капитализации страховых компаний привели к снижению отдачи на капитал, и как следствие – к снижению инвестиционной привлекательности отрасли (за последние 5 лет количество страховых компаний в ЕС резко сократилось с 3,9 тыс. до 3,2 тыс.). Отдельные сложности Директива создала для перестраховочных компаний, особенно это отразилось на перестраховании рисков стихийных бедствий и катастроф: на рынок Insurance-Linked Securities (ILS), по разным оценкам, ушло от 25% до 35% от объёма перестрахования, то есть фактически – со страхового рынка на фондовый, по сути, создав спрос на альтернативный перестрахованию инструмент – катастрофические облигации.

Не особо в выигрыше оказались и потребители страховых услуг: повышение требований к капитализации страховых компаний закономерно привело к повышению стоимости страховок.

Также беспокойство у европейцев вызывает то, что Solvency II, как самый сложный пруденциальный режим для страхования в мире, с очень высоким уровнем дополнительных финансовых «подушек безопасности», созданных ради защиты потребителей, подрывает конкурентоспобность отрасли на мировой арене.

В феврале прошлого года Европейская комиссия призвала Европейское управление по страхованию и пенсионному обеспечению (EIOPA) предоставить технические рекомендации для всестороннего пересмотра Директивы Solvency II. Два раунда публичных консультаций по данному вопросу были завершены к середине января текущего года, публикация итоговых результатов намечена на июль, а финальный отчет Еврокомиссии и законодательные изменения ожидаются в начале 2021 года. Кроме EIOPA, активное участие в процессе принимают Федерация европейских ассоциаций риск-менеджмента (FERMA), Федерация европейских страховщиков и перестраховщиков (Insurance Europe), Европейская ассоциация актуариев (ААЕ), ведущие аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

В каком направлении идет пересмотр положений Директивы?

Одной из ключевых задач пересмотра 2020 года является упрощение Solvency II. Основное, на что ставят акцент EIOPA и другие участники процесса – необходимость усиления принципа пропорциональности. Это касается как требований к платежеспособности страховщиков, так и к количеству и сложности отчетности страховых компаний перед регуляторами.

«Solvency II следует применять пропорционально характеру, масштабу и сложности риска, присущего страховщику», – заявили эксперты международных организаций, отмечая, что в разных странах Европы принцип пропорциональности применяется неравномерно. – «Крайне важно, чтобы отрасль разработала конкретные предложения о том, как можно изменить Solvency II в ходе текущего пересмотра положений Директивы, чтобы более последовательно применять принцип пропорциональности».

EIOPA также предложила увеличить пороговые показатели деятельности страховщиков, которые определяют неприменение к компаниям требований Solvency II. Предложено позволить государствам увеличить такой порог годового сбора премий страховщика с текущего размера в 5 млн. евро до 25 млн. евро. То есть к небольшим страховщикам, чья валовая сумма премий будут меньше 25 млн. евро, требования Solvency II применяться не будут.

Для Украины это означает, что небольшие и средние страховые компании останутся на тех же правилах резервирования и платежеспособности, которые действуют у них сейчас, так как действующий закон «О страховании» в вопросе платежеспособности базируется на подходах и параметрах, взятых из предыдущей Евродирективы.

В процессе пересмотра требований Директивы акцент ставится на том, что перечисленные регулятивные корректировки в течение ближайших лет окажут позитивное влияние на страховую отрасль: снизят рабочую нагрузку на бизнесы, стоимость страхования и повысят прибыльность страховщиков.

Европейский вектор трансформации регуляторного надзора очевиден:

  • Удобные условия и равные правила игры для компании любого размера и формата, в том числе для кептивного страхового бизнеса, благодаря соблюдению принципа пропорциональности к актуарным требованиям и требованиям к капитализации.
  • Одинаковые практика применения принципа пропорциональности во всех европейских странах.
  • Снижение требования к платежеспособности и увеличение перечня активов для инвестирования.

Как это должно отразиться на нормах разрабатываемого закона «О страховании»?

  • Для компаний, чьи показатели годового сбора премий будут ниже нового порога в 25 млн. евро, необходимо оставить действующие нормы закона (формулы расчета резервов, диверсификация активов для покрытия резервов, размер минимального капитала и пр.).
  • Адаптация требований Евродирективы не должна происходить в формате буквального переноса европейских норм. Как мы видим, требования Solvency II оказались жестковатыми даже для европейских рынков и пересматриваются в сторону смягчения. Необходимо понимать, что состояние и показатели украинского рынка страхования на порядок и даже на порядки отличаются от рынков европейских стран, и требуют соответственной адаптации регуляторных требований. Для примера, страховая премия на душу населения в Украине составляет менее 50 евро в год. Средний размер страхового платежа на душу населения в Европе 2,2 тыс. евро (данные 2017 г.). Даже в странах Восточной Европы этот показатель в несколько раз выше, чему нас в стране: в Румынии – 97 евро, в Латвии – 112 евро, в Болгарии – 138 евро, в Венгрии – 270, а Польше – 329 евро на душу населения.

Задача нового закона «О страховании» – сохраняя вектор на прозрачность структуры собственников и безусловное выполнение обязательств страховыми компаниями, разработать такие условия и последующие нормативные документы, которые позволят развиваться всем сегментам страхового рынка, увеличить доступность страховой услуги, в том числе и физическое присутствие страховых компаний в регионах, высокий уровень цивилизованной конкуренции. Также необходимо создавать условия для повышения привлекательность украинской страховой отрасли для отечественных и иностранных инвесторов, так как это является залогом развития страхового бизнеса в соответствии с современными управленческими и технологическими требованиями.

Источник: Фориншурер