2000 дней до Split. Чего удалось достичь Нацкомфинуслуг за 2015-2020 годы?

30 июня 2020 года заканчивается 17-тилетняя эпоха Регулятора рынков небанковских финансовых услуг - Нацкомфинуслуг (Госфинуслуг). Это были сложные годы становления национальной системы государственного регулирования и надзора, которое сопровождалось как привлечением иностранного капитала, увеличением объемов и видов финансовых услуг, так и демпингом, неконкурентными действиями, банкротством финансовых учреждений и снижением доверия населения, констатирует Член Нацкомфинуслуг Александр Залетов.


Начиная с 30 января 2015 года, т.е. последние 5,5 лет или около 2000 суток работала команда единомышленников руководства Нацкомфинуслуг. За это время многое сделано для совершенствования надзора за небанковскими финансовыми учреждениями:

Приведена регуляторная база в сфере рынков финансовых услуг в соответствие с положениями законов Украины «О лицензировании видов хозяйственной деятельности», «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности», «О валюте и валютных операциях», «Об электронных доверительных услугах», «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности», «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования функций по государственному регулированию рынков финансовых услуг» и тому подобное.

Введены унифицированные лицензионные условия по предоставлению финансовых услуг и унифицированы формы актов, составленных по результатам проведения плановых и внеплановых проверок государственного надзора по соблюдению требований законодательства в сфере финансовых услуг, критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере рынков финансовых услуг и определяется периодичность осуществления плановых проверок, надзор на консолидированной основе и электронная отчетность.

Усовершенствованы порядок ведения Госреестра финучреждений, порядок применения мер воздействия за нарушение законодательства о финансовых услугах, профессиональные требования к руководителям и главным бухгалтерам, методика формирования страховых резервов по рисковым видам страхования, отношения в сфере ОСАГО в части внесения изменений в Правила дорожного движения и пересмотр условий заключения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств.

Установлены требования к капиталу и платежеспособности, ликвидности, доходности, качества активов и рискованности операций страховщиков, кредитных союзов и финкомпаний, требования по раскрытию структуры собственности небанковских финансовых учреждений.

Open Data: открытые данные о финансовых учреждениях публикуются:

  • на портале открытых данных данных (data.gov.ua) - реестры и перечни, основные показатели деятельности;
  • на сайте Нацкомфинуслуг (nfp.gov.ua) - реестры и перечни, основные показатели деятельности финучреждений, нормативные акты, отчеты и планы Нацкомфинуслуг;
  • на сайте финучреждения - данные о компании и перечень услуг, владельцев и контролеров, годовая отчетность, информация о банкротстве и ликвидации.

С целью усовершенствования государственного регулирования рынков небанковских финансовых услуг Нацкомфинуслуг осуществлялись нормотворческие мероприятия по приближению украинского законодательства к законодательству ЕС, предусмотренного Соглашением об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Так, осуществлялись мероприятия по имплементации положений Директивы 2009/138/ЕС от 25.11.2009 о начале и ведении деятельности в сфере страхования и перестрахования (Платежеспособность II), Директивы 2016/97/ЕС от 20.01.2016 о реализации страховых продуктов (в новой редакции), Директивы 2009/103/ЕС от 16.09.2009 по страхованию гражданской ответственности при использовании автотранспорта и обеспечения выполнения обязательств по страхованию такой ответственности, Директивы 2016/2341/ЕС от 14.12.2016 о деятельности учреждений трудового пенсионного обеспечения и надзор за ними, Директивы 2014/49/ЕС от 16.04.2014 по схемам гарантирования депозитов, Директивы 2002/65/ЕС от 23.09.2002 о дистанционном маркетинге потребительских финансовых услуг, Директив, регулирующих вопросы, связанные с финансовой отчетностью, в частности, Директивы 86/635/ЕЕС и др. Кроме того, с целью эффективного внедрения соответствующих актов ЕС, Нацкомфинуслуг активно взаимодействовала с проектами международной технической помощи - ЕС FINREG и USAID (CAP). В результате чего разработан пакет из 5 законопроектов, которые переданы в НБУ и НКЦБФР для дальнейшего внедрения, в частности:

  • «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно имплементации актов законодательства Европейского Союза в сфере государственного регулирования и надзора за рынками небанковских финансовых услуг»
  • «Об ОСАГО»
  • «О реализации страховых услуг»
  • «О системе гарантирования вкладов физлиц»
  • «О негосударственном пенсионном обеспечении» (новая редакция)

Кроме того, Нацкомфинуслуг осуществлялись соответствующие мероприятия по выполнению функций Координационного совета МТСБУ с 2015 по 2020 гг. Состоялось 19 заседаний Нацкомфинуслуг, на котором было принято 30 решений по урегулированию проблемных вопросов на рынке ОСАГО и обеспечению выполнения Украиной требований международной системы «Зеленая карта».

Решения Нацкомфинуслуг оказали влияние:

  • на обеспечение системности и транспарентности работы органов управления МТСБУ;
  • рост размера гарантийных фондов МТСБУ (на 21.12.2019 совокупный размер составил 3,3 млрд. грн.), а также ликвидность, доходность и диверсификация активов, которыми они представлены;
  • совершенствование механизма связывания части денежных средств страховых резервов страховщиков в составе фонда защиты потерпевших с целью своевременного и в полном объеме выполнение обязательств перед потерпевшими и МТСБУ;
  • внедрение механизма частичной компенсации ущерба потерпевшим по обязательствам страховщиков, потерявшим членство МТСБУ и признание их банкротами или их ликвидации (за 2015-2019 годы уплачено 143 млн грн)
  • совершенствование регулирования в системе прямого урегулирования убытков по договорам ОСАГО.

Решения Нацкомфинуслуг обеспечили:

  • сокращение срока урегулирования требований за вред, причиненный имуществу потерпевшего дать ДТП (со 172 дней в 2015 году до 88 дней в 2019 году, при этом 71% случаев урегулируется в срок до 90 дней)
  • совершенствование тарифной политики по внутренним договорам ОСАГО с ориентацией на переход к свободному ценообразованию;
  • внедрение электронного полиса (в 2020 году уровень охвата составляет 31%) и европротокола (в 2020 году уровень охвата составляет 34%);
  • сокращение срока внесения данных о заключенных договорах ОСАГО в базу Бюро (91% данных вносятся в течение 2 суток);
  • уменьшение жалоб пострадавших в результате ДТП на 40%.

Вследствие последовательных изменений регуляторной среды за 5 последних лет существенно усилилась роль небанковских финансовых учреждений в экономической жизни физических и юридических лиц. Так, финансовые компании, ломбарды и кредитные союзы выдали кредитов на сумму более 280 млрд грн., лизингодатели заключили договоров финансового лизинга общей стоимостью 77 млрд грн, страховые компании осуществили страховых выплат в размере 55 млрд грн., в т.ч. 500 млн грн. страховых выплат в результате рассмотрения Нацкомфинуслуг жалоб потребителей, управляющие ФФС привлекли 42 млрд грн. средств доверителей, негосударственные пенсионные фонды осуществили пенсионных выплат в размере 600 млн грн.

За этот период небанковские финансовые учреждения создали тысячи новых рабочих мест, уплатили в государственный и местные бюджеты почти 7 млрд грн налога на прибыль. В реестр крупных налогоплательщиков на 2020 год вошли 17 страховщиков, 3 лизингодателя и 2 финансовые компании. К предприятиям общественного интереса вошли страховые компании и несколько десятков других финансовых учреждений.

Несмотря на то, что за последние 5 лет и 1 квартал 2020 года с Государственного реестра финансовых учреждений и других реестров, которые ведет Нацкомфинуслуг, было исключено более 1147 неплатежеспособных поднадзорных учреждений (425 финансовых компаний, 268 кредитных союзов, 239 ломбардов, 190 страховых компаний, 17 негосударственных пенсионных фондов и 3 администратора негосударственных пенсионных фондов), рынки небанковских финансовых услуг стабильно демонстрируют положительную динамику развития. В частности, по сравнению с 2015 годом в 2019 году активы небанковских финансовых учреждений выросли на 25% до 236 млрд грн. За этот период объем небанковского кредитования вырос на 254% до 100 млрд грн., стоимость договоров финансового лизинга увеличились на 319% до 26,2 млрд грн., операции факторинга повысились на 24,1% до 56 млрд грн., объем страховых выплат населению и предприятиям увеличился на 77% до 14,3 млрд грн., вклады населения в кредитных союзах выросли на 50% до 1,6 млрд грн., долгосрочные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах и компаниях по страхованию жизни выросли на 50% до 13,3 млрд грн., инвестиции негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний в ОВГЗ увеличились на 338% до 11,1 млрд грн.

Многие сделано для повышения уровня платежеспособности и надежности небанковских финансовых учреждений, но еще многое остаётся правопреемникам для роста доверия населения к страховым и небанковским финансовым услугам, инвестиционной привлекательности и клиентоориентированности поставщиков этих услуг.

Динамика активов небанковских финансовых учреждений, 2015-2019 гг. (млн грн)

. Пока­зате­ль 2015 2019 При­рост 2019/2015, %
. всего­ 162817 235985 44,9
. стра­ховые­ компа­нии, в т. ч.: 60729 63867 5,2
. non- life 50545 50458 -0,2
. life 10184 13409 31,7
. него­суда­рстве­нные­ пенси­онные­ фонды 1980 3143 58,7
. фина­нсовые­ компа­нии 95825 162197 69,3
. ломба­рды 2219 4265 92,2
. креди­тные­ союза­ 2064 2513 21,7

Динамика предоставления небанковских финансовых услуг (выплаты), 2015-2019 гг. (млн грн)

. Пока­зате­ль 2015 2019 При­рост 2019/2015, %
. Стра­ховые­ выпла­ты насе­лени­ю и предпри­ятиям, в т.ч. 8101 14338 77,0
. non-life 7609 13762 80,9
. life 492 576 17,1
. Выпла­та выкупных сумм по стра­хова­нию жизни­ 340 177 -47,9  
. Стра­ховые­ выпла­ты в виде­ аннуи­тета­ 3 48 1500,0  
. Пенси­онные­ выпла­ты 136 138 1,5  
. Креди­ты, в т.ч. предо­ставле­нные­: 28223 100027 254,4
. креди­тными­ союза­ми 1930 2670 38,4
. фина­нсовыми­ компа­ниями­ 13833 79176 472,4
. ломба­рдами­ 12460 18181 45,9

Динамика предоставления небанковских финансовых услуг (платежи), 2015-2019 гг. (млн грн)

. Пока­зате­ль 2015 2019 При­рост 2019/2015, %
. Стра­ховые­ плате­жи, в т.ч. 29736 53001 78,2
. life 2187 4624 111,4
. non-life 27549 48377 75,6
. Вкла­ды члено­в креди­тного­ союза­ 1095 1642 50,0
. Пенси­онные­ взно­сы 79 161 103,8
. лизи­нговые­ плате­жи 13175 14767 12,1


Динамика предоставления небанковских финансовых услуг (обязательства), 2015-2019 гг. (млн грн)

. Пока­зате­ль 2015 2019 При­рост 2019/2015, %
. Стра­ховые­ резе­рвы, в т.ч. 18376 29559 60,9
. life 6889 10274 49,1
. non-life 11487 19285 67,9
. Резе­рв обеспе­чени­я покрыти­я поте­рь от нево­звра­щенных ссуд предо­ставле­нных члена­м КС 367 300 -18,3
. Предо­ставле­ние поручи­тельств и гара­нтий 227 2433 971,8
. Разме­р фина­нсово­го акти­ва, являюще­гося предме­том дого­вора­ о прио­брете­нии това­ров в группа­х 678 354 -47,8
. Стои­мость дого­воро­в фина­нсово­го лизи­нга 6262 26245 319,1
. Объе­м обяза­тельств ФФС 9737 6212 -36,2
. факто­ринг 16556 56469 241,1

 

Источник: Фориншурер