Беспилотные автомобили не могут предотвратить большинство аварий. Исследование IIHS

Ошибки водителя играют роль практически во всех авариях. Вот почему автоматизация считается потенциальным фактором, меняющим правила игры в сфере безопасности. Но, согласно новому исследованию Страхового института безопасности дорожного движения (IIHS), автономные транспортные средства могут предотвратить только около 35% всех аварий, если автоматизированные системы будут двигаться как люди.

— «Вероятно, что полностью беспилотные автомобили в конечном итоге будут определять опасности лучше, чем люди, но мы обнаружили, что это не предотвратит большинство аварий», — говорит Джессика Чиччино, вице-президент IIHS по исследованиям.

Принято считать, что в один прекрасный день с беспилотными транспортными средствами аварии останутся в прошлом. На самом деле все не так просто. Согласно национальному исследованию аварий, о которых сообщила полиция, ошибка водителя — это последний сбой в цепочке событий, приводящей к 9 из 10 аварий.

Но анализ Института показывает, что только около трети этих аварий были результатом ошибок, которых можно было бы избежать автоматических транспортных средств просто потому, что они имеют более точное восприятие, чем водители-люди, и не подвержены потере трудоспособности. Чтобы избежать остальных двух третей, они должны быть специально запрограммированы таким образом, чтобы безопасность была важнее скорости и удобства.

— «Создание беспилотных автомобилей, которые управляют так же хорошо, как люди, само по себе является большой проблемой», — говорит научный сотрудник IIHS Александра Мюллер.

Чтобы оценить, сколько аварий может произойти, если беспилотные автомобили рассчитаны на принятие тех же решений в отношении риска, что и люди, исследователи IIHS изучили более 5000 аварий, о которых сообщила полиция, из Национального исследования причин аварийности транспортных средств. Эта выборка, собранная Национальным управлением безопасности дорожного движения, является репрезентативной для аварий в США, в которых было отбуксировано по крайней мере одно транспортное средство, и на место происшествия были вызваны службы скорой медицинской помощи.

Команда IIHS изучила материалы дела и разделила факторы, связанные с водителем, которые способствовали авариям, на пять категорий:

  • Ошибки «зондирования и восприятия» включали такие вещи, как отвлечение водителя, затруднение видимости и неспособность распознать опасности, пока не стало слишком поздно.
  • Ошибки «прогнозирования» возникали, когда водители неверно оценивали пробел в движении, неправильно оценивали скорость движения другого транспортного средства или делали неверные предположения о том, что собирался сделать другой участник дорожного движения.
  • Ошибки «планирования и принятия решений» включали в себя слишком быстрое или слишком медленное движение для дорожных условий, агрессивное вождение или слишком малое расстояние до идущего впереди автомобиля.
  • Ошибки «выполнения и производительности» включали неадекватные или неправильные маневры уклонения, чрезмерную компенсацию и другие ошибки в управлении транспортным средством.
  • «Недееспособность» связана с ухудшением состояния в результате употребления алкоголя или наркотиков, проблем со здоровьем или засыпания за рулем.

Исследователи также определили, что некоторые аварии были неизбежны, например, вызванные отказом транспортного средства, взрывом или поломкой оси.

Для исследования аналитики представили будущее, в котором все транспортные средства на дороге будут беспилотными. Они предположили, что эти транспортные средства будут предотвращать те аварии, которые были вызваны исключительно ошибками восприятия или касались нетрудоспособности водителя. Это связано с тем, что можно ожидать, что камеры и датчики полностью автономных транспортных средств будут контролировать проезжую часть и определять потенциальные опасности лучше, чем водитель-человек, и не будут отвлекаться или выводить из строя.

Сбои из-за только ошибок восприятия и восприятия составили 23% от общего числа, а выход из строя — 10%. Этих аварий можно было бы избежать, если бы все транспортные средства на дороге были самоуправляемыми, хотя для этого потребовались бы безупречно работающие датчики и системы, которые никогда не выходили из строя. Остальные две трети могут появиться, если автономные транспортные средства также специально не запрограммированы так, чтобы избегать других типов ошибок прогнозирования, принятия решений и производительности.

Рассмотрим ДТП тестового автомобиля Uber, в результате которого погиб пешеход в Темпе, штат Аризона, в марте 2018 года. Его автоматизированной системе вождения изначально не удавалось правильно идентифицировать 49-летнюю Элейн Херцберг на обочине дороги. Но как только он это сделал, он по-прежнему не мог предсказать, что она перейдет перед транспортным средством, и не смог выполнить правильный маневр уклонения, чтобы избежать удара, когда она это сделала.

Ошибки при планировании и принятии решений, такие как превышение скорости и опасные маневры, были факторами примерно в 40% аварий в исследуемой выборке. Тот факт, что осознанные решения, принимаемые водителями, могут привести к авариям, указывает на то, что предпочтения водителя иногда могут вступать в противоречие с приоритетами безопасности автономных транспортных средств. Чтобы беспилотные автомобили оправдали свое обещание по устранению большинства аварий, они должны быть сконструированы таким образом, чтобы сосредоточиться на безопасности, а не на предпочтениях водителя, когда эти двое расходятся.

Беспилотные транспортные средства должны будут не только соблюдать правила дорожного движения, но и адаптироваться к дорожным условиям и внедрять стратегии вождения, учитывающие неопределенность в отношении действий других участников дорожного движения, например, вождение медленнее, чем за рулем человек, в районах с высокой пешеходной зоной или в условиях плохой видимости. 

Источник: Фориншурер