Выплаты по ОСАГО без учета износа. Новый закон изменит принципы возмещения убытков владельцам старых авто

Действующий закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», принятый в 2004 году, базировался на европейских практиках, однако в нем есть нормы, вызывающие обоснованные нарекания у пострадавших в ДТП людей, считает генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

 

«Один из основных таких моментов – именно выплаты с учетом износа на запасные части, подлежащие замене при ремонте. Поэтому в новом законопроекте мы отходим вообще от концепции износа и переходим к концепции «приведения поврежденного автомобиля в состояние, в котором он был до ДТП».

Эксперты рынка отмечают, что в европейских странах 93-96% выплат производятся непосредственно на СТО для компенсации расходов на восстановительный ремонт, а не как уплачиваемые пострадавшему средства. Денежные выплаты производятся только в отдельных случаях. Например, когда восстановление автомобиля после ДТП является экономически нецелесообразным.

Такая концепция осуществления компенсации ущерба, понесенного автомобилем в результате ДТП, имеет значительные преимущества, в частности:

1. Уход вообще от необходимости расчета износа, так как для ремонта автомобиля можно использовать неоригинальные (лицензионные) запчасти или бывшие в употреблении запчасти в тех случаях, когда именно эти детали не влияют на безопасность дальнейшей эксплуатации авто.

Украина обязалась имплементировать Директиву ЕС о техосмотре. Согласно проекту базы на Директиве закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации между Украиной», предусматривается обязательность не только общего техосмотра, но и техосмотра для автомобиля, отремонтированного после ДТП. Соответственно, узлы и агрегаты отремонтированного после аварии автомобиля будут проверяться по безопасности эксплуатации и соответствующего технического состояния.

2. Выплата возмещения на СТО и последующий восстановительный ремонт автомобиля являются шагом для предотвращения возможного недовольства и конфликтов по расчету размера материального ущерба. Пострадавшему не нужно будет заниматься вопросом, хватит ли денег на ремонт, если он получает из СТО уже отремонтированный автомобиль.

В определенных случаях по соглашению между страховщиком и пострадавшим может быть выплачена компенсация в денежной форме. Например, когда пострадавший вообще не хочет ремонтировать поврежденный автомобиль, а планирует продать его с дисконтом, который учитывает повреждения в результате ДТП.

Напомним, сейчас выплата страхового возмещения за автомобили иностранного производства, старше 7 лет, и отечественного старше 5 лет, производится с учетом так называемого «износа запчастей». Размер износа рассчитывается в соответствии с Методикой товароведческой экспертизы и оценки колесных транспортных средств.

«В Украине средний возраст автопарка, по разным оценкам, составляет от 19 до 24 лет. Сейчас согласно действующему законодательству, значительная часть пострадавших в ДТП получает выплаты по ОСАГО с вычетом износа на запчасти в 50-70%, это несправедливо и не соответствует европейским практикам. Решение такой проблемы на законодательном уровне значительно повысит уровень защиты интересов пострадавших в ДТП и доверие к страхованию», - считает Владимир Шевченко.

Источник: Фориншурер